пятница, декабря 09, 2005

Миражи 80-го


Из года в год американцы обожают обсасывать свою чудесную победу в Лейк-Плэсиде.
Редко бывают интересные воспоминания, но вот один момент появился на ИСПН

Вспоминает Майк Рэмси, защитник той сборной , которому тогда было 18 (а выглядел он не старше 13)

"После финального матча я вышел из арены и направился домой. Меня остановил полисмен и спросил что у меня в сумке, откуда и куда я это несу с арены на которой не так давно был сыгран матч исторического значения. После нашей победы над русскими на арене стоял такой хаос, что стырить что-либо было совсем нетрудно. И тут я, с баулом.
Он спросил где я взял это и куда иду, когда я сказал, что это мое, что я член этой команды - он не поверил мне и тогда я расстегнул куртку и показал свою золотую медаль, которая болталась у меня на шее. Ему пришлось отпустить меня"


Мне больше нравится это воспоминание

Позже, когда Бpотен и Фетисов стали товаpищами по команде Hью-Джеpси Дэвилз, они вспоминали ту игpу.

"Это было довольно забавно, потому что Фетисов говоpил насколько нам повезло, " говоpит Бpотен. " И я сказал, ' да, я знаю, что мы были удачливы. Hу и что - мы победили. Что с того. '. Hо Фетисов, довольно суpовый паpень, он был счастлив за нас. Я имею в виду , естественно, он хотел победить, но он был счастлив за нас, что мы игpали хоpошо и все сложилось хоpошо для нас. Он немного поговоpил с нами , сказал что это была счастливая случайность. Что если бы они сыгpали с нами еще 10 pаз, то они выигpали бы все 10. И я сказал, ' Хех да, ты - веpоятно пpав. Скоpей всего с pазницей в 80 шайб. ' "


Мы же как всегда скажем, что это была главная ошибка в жизни тренера Тихонова, заменившего тогда Третьяка.

Вот отрывок из интервью Третьяка газете "Весь Хоккей"

– И все-таки что случилось на последней секунде первого периода?
– За несколько секунд до сирены, когда мы вели 2:1, Дэйв Кристиан из средней зоны бросил по моим воротам. Скорее на всякий случай. Я выкатился далеко вперед и отбил шайбу щитками. А защитники Первухин и Билялетдинов смотрели в этот момент на табло, отсчитывая последние секунды периода. Бесхозную же шайбу подобрал Марк Джонсон, объехал меня и забил ее в ворота.

– Говорят, за вашими воротами не зажегся фонарь, и многие наши игроки уже успели уйти в раздевалку, когда судьи предложили доиграть оставшуюся секунду. В ворота же встал Мышкин.
– Я об этом ничего не знаю. В раздевалке готовился ко второму периоду, когда Тихонов объявил, что дальше играет Мышкин. Да, я ошибся, но отнюдь не чувствовал себя надломленным, и тем более деморализованным.

Впоследствии в своей книге «Хоккей: надежды, разочарования, мечты» Тихонов признал ту замену Третьяка ошибочной, извинился перед великим вратарем. Однако Владислав так и не простил тренеру его ошибку, о чем сообщил на торжественной церемонии провозглашения его лучшим хоккеистом XX столетия во время ЧМ-2000 в Санкт-Петербурге.



А это воспоминания Владимира Петрова в "Спорт-Экспрессе"



- Ваша последняя встреча со сборной США на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде запомнилась отнюдь не положительными эмоциями.

- Больше двадцати лет прошло, а тема до сих пор больная. Тем более что преподносят ее в такой интерпретации, что подчас диву даешься. Честно говоря, я уже устал слушать американскую сказку о том, как против несокрушимой и сверхпрофессиональной сборной СССР вышли бедные, едва стоящие на коньках американские студенты - и одержали великую победу.

- В каждой сказке есть доля правды.

- Они были куда большими профессионалами, чем мы. Тогда добрая половина американской команды искусственно придержала подписание контрактов с клубами НХЛ, чтобы принять участие в Олимпиаде. А после ее завершения игроки были сразу же разобраны по клубам. Готовились они не меньше нас, и в куда лучших условиях. А уж про условия на самой Олимпиаде и говорить не приходится. Вокруг нашей команды была создана такая обстановка, которую и тяжелой не назовешь - скорее, невыносимой. Мы выезжали только на тренировки и на матчи, все остальное время сидели взаперти в Олимпийской деревне. То есть в тюрьме для малолетних преступников. У нас с Михайловым на двоих была еще камера-люкс: коечки стояли не в два яруса, как у остальных хоккеистов, а в один, и между ними оставалась узкая тропка. За все время Олимпиады нас вывезли только на соревнования по горнолыжному спорту - и все! Зато партийно-политическая работа шла без перерывов.

- Но все же... Вы удачно противостояли "настоящим" профессионалам на их льду. В чем же причины поражения в 1980 году?

- Лучше всего об этом спросить Виктора Тихонова. Времени для подготовки было отпущено немало. Но весь сезон тогда оказался скомканным - Тихонов постоянно экспериментировал, менял звенья. А перед самой Олимпиадой убрал из команды основных защитников - Лутченко и Бабинова.

- Тогда же едва ли не впервые из-за неудачной игры был заменен Владислав Третьяк.

- В первом перерыве при счете 2:2 в раздевалку не вошел, а вбежал Виктор Тихонов. С ним были и другие члены делегации - из всем известного тогда ведомства. Команду удалили из раздевалки, и в перерыве мы слонялись по коридорам. А в наше отсутствие происходила замена вратаря. Владислава Третьяка, как "не справившегося" и "уронившего честь и достоинство советского человека", отстранили от игры и начали "накачивать" Мышкина.

Мы возвращались на лед и ничего не понимали. Ведь Третьяк вряд ли пропустил бы еще - было у него такое понятие, как процент пропущенных бросков, больше которого он никогда не пропускал. Но вышел трясущийся от ответственности Володя Мышкин. Разве можно "накачивать" вратаря, да еще на примере произведенного тут же, при нем, во "враги народа" его легендарного коллеги? Вратари вообще сами к игре готовятся, психологическая устойчивость для них - больше, чем половина успеха. Вот и Мышкин две свои пропустил.

Есть у нас еще одна версия происшедшего. Тогда не было такого всеобъемлющего допингконтроля, как на сегодняшней Олимпиаде. Вот и подозреваем, что без медикаментов с американской стороны не обошлось.