понедельник, января 30, 2006

Дела зубовные

Дела зубовные
Марк Эммонс
Меркьюри Ньюс

Джонатан Чичу играет в хоккей с 3 лет и он своими шрамами может доказать это.
Так что он знал, что рано или поздно это случится. И это случилось в конце декабря
2005 года - он получил шайбой в зубы.

"Мои губы взорвались и я почувствовал что мои зубы плавают во рту."

`Ничего удивительно в этом нет, но это случилось со мной в первый раз,''
говорит 25-летний Чичу, лишившийся четырех с половиной зубов после броска
Дэйва Скатчарда в матче с Финиксом. "Вообще то мне повезло, что я
сохранял их в целости так долго"

Отсутствие передних резцов такая же неотъемлемая часть хоккея как машины для заливки льда.
Но в Сан Хосе с середины ноября 3 игроков - Чичу, Торнтон и Ханнан потеряли в общей сложности 9 зубов.
Разумеется это сказалось на игре команды.

"Нельзя отыграть всю карьеру не потеряв жовки. Но Чичу очень не повезло. Хуже я не видел". говорит защитник Кайл Макларен. Вместо слова зубы он употребляет жаргонное словечко Chiclets - обозначающее жовку, подушечки жвачки. Говорят зубы лежащие на льду очень напоминают их. (Прим. переводчика - Кайл заблуждается, Бретт Халл за свою карьеру сумел сохранить свои зубы в целости.)

Когда надо льдом летают шайбы, клюшки и кулаки - случается всякое, в том числе и с "жемчужными крошками".
Может поэтому хоккеисты считаются самыми крутыми из всех спортсменов - они обсуждают
потерю зубов с пугающей легкомысленной индифферентностью.
Они утверждают что это не(серъезная) травма.

`Самое интересное - ребята пропустили лишь пару смен", говорит тренер Рон Уилсон
"Уверен они предпочли бы сохранить зубы, но они не позволили им отвлечь себя"

Зубодробительный хоккей.

Зубные потери начались в Шаркс пару месяцев назад. В игре с Далласом
шайба срикошетила от клюшки Ханнана и откололоа ему половину переднего зуба.

`Мне удалили обломок между периодами, так что ничего смертельного`, говорит Ханнан.

В тот вечер на льду он получил еще пару раз в то же место, а его мама видела его в крови, но
не выглядела слишком нервничающей

`У меня настоящая канадская мамочка' ухмыляется Хэннан.


22 декабря в матче с Финиксом Чичу получил бросок в лицо и повредил 2 верхних резца и 3 нижних.

`Между прочим у меня была защита зубов, так что парочку зубов я определенно спас' говорит он.
`Но я пропустил конец периода, потому что мне пытались удалить застрявшие осколки"


Неделю спустя высоко поднятой клюшкой Милан Хейдук лишает трех зубов Джо Торнтона.
Торнтон шутит - могло быть и хуже. Чичу подтверждает, удтверждая что Торнтон пытался подражать ему.

Они наверное чокнутые?

Как сказал Торнтон "А что еще остается? Только поехать на скамейку и выплюнуть их"


Первая мысль - "Черт! Потерял зубы, теперь не меньше часа придется провести у дантиста"

Всего-то неудобств??!


Но игроки говорят, что если ты играешь в хоккей, то знаком с новокаином не меньше
чем со щелчками. Беззубая улыбка - фирменный знак НХЛ - от Бобби Кларка до Дэни Хитли.

Майк Риччи с успехом использовал этот имидж.
В 1997 Денверский журналист описал историю, как у барной стойки к Риччи подсела какая-то дама.

Риччи выплюнул свои вставные зубы в её стакан пива, обворожительно улыбнулся улыбкой идиота и сказал
"Что вы думаете обо мне сейчас?"

В данный момент из 22 игроков Шаркс 13 когда-либо теряли зубы играя в хоккей.
Из 9 не терявших двое - вратари.

`Я потерял около 6 и еще кучу' говорит Макларен.

Он имеет в виду еще искусственные.

`В каком-то смысле это даже выгодно. Ты обретаешь улыбку, которой не обладал до этого.
Тебе выдают новые белые зубы", говорит Торнтон.

Цена риска.

Любой игрок в хоккей скажет что пожертвует зубами - лишь бы играть в НХЛ.
Так что жизнь с болью - часть хоккейной культуры.

Немногие представляют что это такое.

Джереми Реник в 1999-ом, в матче за Финикс потерял 8 зубов, его челюсть была сломана в трех местах.
Он вышел в следующей смене. (Правда потом ушел со льда)

В этом сезоне Сидни Кросби остался без трех зубов и забил в овертайме Филадельфии.

`Это менталитет североамериканского хоккеиста',говорит Рон Уилсон.
`Тебя не будут уважать если ты не вернешься после незначительной травмы.
А это незначительная травма, ведь ноги то двигаются!"

Ханна утверждает, что это закаляет характер.


Уилсон утверждает, что зубопад - следствие введения новых правил.
"Возросло число бросков, игроки энергичнее орудуют клюшкой вместо зацепов, чаще ложатся под шайбу.
Выше темп игры. Чаще скачет шайба. Легче получить в зубы. Хотя , до конца в этом я не уверен",
говорит Уилсон.

Представитель НХЛ Фрэнк Браун заявил, что лига заметила рост числа лицевых травм,
но отметил что команда-хозяйка всегда готова предоставить профессионального дантиста
любому из хоккеистов во время матча.

`Пролши те времена, когда тебя заштопывал тот же спец, что чинил твою форму," говорит Браун.

Доктор Бонахум, дантист Шаркс с 1991, работает в маленькой комнатке арены
Эйч Пи Павильон. Его регулярно обеспечивают работой.

`В последнее время даже сверх меры", говорит Бонахум.

К Ханнану, Чичу и Торнтону можно добавить Джима Фейхи. В прошлом марте играя за Кливленд
он потерял 2 зуба и обломил еще пару. Всего Фейхи потребовалось 10 визитов к стоматологу.

Бонахум считает, что в теории Уилсона о взаимосвязи роста травм лица и введением новых правил есть свой резон.

`Игра стала быстрой и захватывающей, но и столько травм я не помню.
Возможно это совпадение и говорить об этом пока рано, но если так пойдет, то игрокам
придется играть в масках, как в юниорах", говорит дантист.

Пока их тяжело заставить даже носить защиту рта. (И кстати случай с Чичу показывает что это не панацея)
Многие говорят что это некомфортно и затрудняет дыхание.

`Должен ли носить её?'' говорит Макларен ``Да. Но не хочу и я знаю о возможных последствиях"


Хоть это и крутые ребята, но они чувствуют боль.
Чичу говорит, что "было мало веселого, когд корни его зубов летели в воздухе. но потом мне сделали заморозку, и боль ушла"

Мать предложилапоставить ему самые дорогие импланты, но Чичу сказал что поставит все самое дорогое только когда уйдет на пенсию.
Так делают многие. Зачем выбрасывать деньги на ветер?